- конка
Вагоны конки на Биржевой площади.
Вагоны конки на Биржевой площади.
Фото конца XIX в.
Санкт-Петербург.конка (конно-железная дорога), первый вид общественного транспорта в Петербурге. Вагон конки (синий, одно- или чаще 2-этажный, с открытой верхней частью империалом) везла по рельсам пара лошадей со скоростью около 8 км/ч. Перед подъёмом на высокие мосты припрягалась ещё пара лошадей. Первоначально (186091) конка использовалась как грузовой транспорт: линия (около 3 км) шла от Николаевской (ныне Лейтенанта Шмидта) набережной до Биржевой площади, затем продлена до пристаней в районе 17-й линии Васильевского Острова «Товарищество конно-железных дорог» (учреждено в 1862) построило пассажирскую конку : от Николаевского (ныне Московского) вокзала по Невскому проспекту на Стрелку Васильевского Острова (с 1863); от Адмиралтейской площади до 6-й линии Васильевского Острова; от Никольского рынка до Невского проспекта. Коночный парк был на Литовском проспекте, 40 (не сохранился). В 186364 конка перевезла 1,5 млн. человек, в 1864652 млн. «Акционерное общество конно-железных дорог» (учреждено в 1876) к 1877 построило 90 км путей (25 маршрутов). Ему принадлежали коночные парки: Рождественский на Песках (ныне район Советских улиц), Московский у Московской заставы, Василеостровский, Петербургский (на Петербургской стороне), Нарвский (в районе современной Тракторной улицы), Выборгский на углу Лесного проспекта и Нейшлотского переулка. «Невское общество пригородной конно-железной дороги» (учреждено в 1878) открыло движение конки от Николаевского вокзала до деревни Мурзинка (ныне южная часть проспекта Обуховской Обороны); парк общества в селе Александровское, на Шлиссельбургском (ныне Обуховской Обороны) проспекте, 83. На городской железной дороге использовалось около 3,5 тыс. лошадей. В 1880-х гг. конки пытались заменить паровой железной дорогой; испытания проведены в 1886, затем введены 2 линии: от начала Большого Сампсониевского (ныне Карла Маркса) проспекта на Северной Выборгской стороны; от Знаменской (ныне Восстания) площади до деревни Мурзинка. Небольшой локомотив тянул первоначально 23, затем 4 коночных вагона. Обе линии по-прежнему именовались конкой , иногда паровой конкой , паровыми конно-железными дорогами. В 1902 городская управа выкупила права на эксплуатацию конки . В 1906 в Петербурге было 32 маршрута конки протяжённостью свыше 150 км; перевезено 106 млн. человек; доход 5,5 млн. руб. В 190717 конка заменена трамваем.
Литература:
Годес Я. Г., Этот новый старый трамвай, Л., 1982.Вагоны конки на Невском проспекте.
Вагоны конки на Невском проспекте.
Фото конца XIX в.
Санкт-Петербург.
Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург». - М.: Большая Российская энциклопедия. Белова Л.Н., Булдаков Г.Н., Дегтярев А.Я. и др.. 1992.